Пособие «Веселые гномики» по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленно на закрепление умения последовательно называть дни недели, закреплять понятия вчера, сегодня, завтра, формировать навык определять основные цвета и их оттенки.
Данное дидактическое пособие включает рад дидактических игр «Разноцветная неделька», «Живая неделя», «Незнайкина неделя» и подвижную игру с мячом «Лови, бросай, дни недели называй».
Данное пособие представляет собой гномиков изготовленных из борового материала с колпачками связанных из пряжи семи цветов (7 гномиков-названия дней недели), каждый гномик имеет цифру, что дает возможность запоминать порядок дней в неделе.Знания, полученные в ходе игр дидактического пособия «Веселые гномики» могут применяться в жизненной практике. Данное пособие предназначено для групповых, индивидуальных занятий, может быть использовано на занятиях, в повседневной жизни, в организации самостоятельной деятельности детей, так же использоваться родителями с детьми.Формы проведения разнообразные: со всем коллективом детей, с подгруппами, индивидуально, в семье.
Игра «Разноцветная неделька»
Цель - закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Материал: цветок с лепестками семи цветов, цифры от 1 до 7.
Ход игры:
Педагог на демонстрационном цветке указывает цвет и называет день недели, дети показывают на гномика с соответствующим цифрой и цветом колпачка.
Игра «Живая неделя»
Цель - закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Материал: гномики в одежде разного цвета с цифрой.
Ход игры:
Педагог говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет первого гномика с цифрой один: «Я - понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я - вторник. Кто следующий?» и т.д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет колпачков гномиков.
Задания:
1. Педагог просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.
2. Педагог просит детей назвать имена гномиков:
- Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.
Игра «Неделька, стройся»
Цель - закреплять названия и последовательность дней недели
Материал: цифры 1-7.
Ход игры:
На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола и ищут соответствующего гномика и называют его имя, выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй - вторник….).
Задания:
1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.
2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.
3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.
Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель - закреплять названия и последовательность дней недели
Материал: мяч.
Ход игры:
Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»
Варианты вопросов:
- Назови день недели после четверга.
- Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.
Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.